История Рыбинска

Город Рыбинск, являющийся административным центром Рыбинского муниципального района, расположен в Ярославской области, в 370 км к северу от Москвы.

География Рыбинска

Географически город  расположен в довольно примечательном месте, в районе слияния рек Волга, Шексна и Черемуха. Уникальностью расположения города относительно Волги, является то,  что до Рыбинска река течет главным образом в северо-восточном направлении, а после него поворачивает на юго-восток. Таким образом, город располагается в самой северной точке Волги. Кроме этого, через город проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги. Знаменитое Рыбинское водохранилище (Рыбинское море), образованное расположенной в черте города плотиной Рыбинской ГЭС, является весьма обширным, но мелководным. Плотина перекрывает устье Волги, Шексны и Мологи (крупный приток Волги). Интересно, что после строительства ГЭС, река Шексна стала впадать в Волгу дважды – сначала в Рыбинское водохранилище (у города Череповец), а затем  отходит от водохранилища и вновь впадает в Волгу, уже по древнему руслу.  Вообще, Рыбинское море заслуживает отдельного рассказа, если не отдельного сайта. Чтобы представить масштаб этого рукотворного водного пространства, достаточно привести хотя бы следующие данные. После заполнения всей площади водохранилища под воду ушла восьмая часть ярославской земли, в том числе превосходные заливные луга, пашни и пастбища. Изменился климат в прилежащих к «морю» районах – он стал более влажный и прохладный. Однако судьба не лишена иронии – ведь около 17 тыс. лет назад на месте Рыбинского водохранилища существовало огромное ледниковое озеро, которое постепенно обмелело, сформировав Молого-Шекснинскую низменность. Таким образом, в факте строительства плотины ГЭС есть некоторая форма восстановления исторической справедливости…  Шучу конечно.

История города

Территория в районе Рыбинска, по всей вероятности, была заселена еще в доисторические времена. Так, в этом районе при раскопках найдены следы стоянок эпохи каменного века.  Первое же историческое упоминание населенного пункта под названием Усть-Шексна встречаем  у летописца Нестора от 1071 года. Судя по археологическим раскопкам поселение являлось довольно крупным торгово-ремесленным центром.

В 1054 году поселение упоминается в духовной грамоте Ивана III  как Рыбная слобода — «Да сыну ж своему Василью даю…город Ярославль с волостьми, и с путьми, и з селы…да Инопаж и з Сельцом, и с езом, что на Волзе под Рыбною слободою противу Инопажа и Сельца».  Поселение имело статус «царской ловецкой слободы», то есть жители поставляли к царскому двору оброк рыбой. 

В 1703 году для снабжения Санкт-Петербурга необходимыми товарами из центральной России начинает строиться Вышневолоцкая водная система, связывающая реку Тверцу (приток Волги) с Балтийским морем. Выше Рыбной слободы Волга становилась значительно мельче и грузы с кораблей, идущих в направлении Санкт-Петербурга, перегружали на более мелкие суда, которые стали называть  «зарыбинские».  Город становится значимым «перевалочным пунктом», что стимулирует развитие торговли, зарождаются первые купеческие династии.

Значимым для города событием стало его посещение императрицей Екатериной II, во время путешествия по Волге в 1767 году. А в 1777 году Рыбная слобода получает статус города и становится центром уезда Ярославской губернии (соответствующий указ подписан императрицей).  В 19 веке торговля и судоходство продолжает активно развиваться, особенно после введения в эксплуатацию Мариинской и Тихвинской водных систем. Чтобы доставить судно с низовья Волги до Рыбинска по тем временам существовал едва ли не один способ – бурлаки. В 1977 году на набережной Волги был установлен первый и единственный в мире памятник бурлаку. В период активного использования бурлачного труда, Рыбинск получает прозвище – столица бурлаков. Однако уже к 1870 году, по мере развития пароходства, бурлаки с берегов Волги исчезают. Сам город в 19 веке активно прирастает новыми зданиями интересных архитектурных решений. Развивается промышленность, торговля, строятся образовательные учреждения (см. раздел фотографии Рыбинска). Это один из немногих городов того времени, где мирно сосуществовали с православными храмами – польский костел, немецкая кирха, синагога.

В советское время, с началом индустриализации страны, Рыбинск получил новый толчок в развитии. В 1930-е годы строится крупный моторостроительный завод, выпускающий авиационные моторы. Работают завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. В 1932 году открывается  Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. Увеличивается территория города – вокруг заводов возникают рабочие поселки, которые в дальнейшем дали названия городским микрорайонам (Северный, Восточный и др.).

В 1936 году начинается строительство Рыбинской ГЭС. Строительство почти полностью было закончено к 1941 году. Первый гидроагрегат был запущен в ноябре 1941 года. Во время Великой Отечественной Войны город подвергался авиаударам, стратегически важные предприятия города были эвакуированы в Уфу.

После окончания войны в городе продолжают открываться новые предприятия -Рыбинский приборостроительный завод,  Рыбинский кабельный завод и другие. В связи с наличием в Рыбинске большого количества стратегически важных предприятий, город практически не посещали туристы, хотя официально «закрытым» городом он не был.

За время советской власти город, как минимум дважды менял название: с 1946 года по 1957 именовался Щербаковым (в честь Александра Щербакова), а с 1984 по 1989 носил фамилию генсека Андропова.

«Реформы» 1990-х годов негативно сказались на развитии города, как и на всех остальных в стране. Многие предприятия обанкротились, другие сокращены и т.д. Такое положение вызвало значительный отток населения из города. По данным статистики население города с 1989 по 2010 гг. уменьшилось на 50 тыс. человек.

В настоящее время, в основном благодаря частному капиталу, некоторые исторические здания Рыбинска реставрируются. Туристический потенциал города, по моему мнению, очень внушительный, но в настоящее время практически не реализован. Транспортная доступность к городу, как к туристическому центру, не выдерживает критики. Про автодоступность – см. статью «поездка в Рыбинск», а пассажирский поезд из Рыбинска следует до Москвы 3 раза в неделю (в летний период — раз в сутки), либо надо добираться на пригородных поездах через Ярославль, что неудобно и замысловато.