Талдом

Талдом — город расположенный в 110 км от Москвы, административный центр Талдомского района Московской области. С 1918 по 1929 г.г. — Ленинск

Мое знакомство с Талдомом началось с 1993 года, когда родители приобрели дачный участок в болотистом месте Талдомского района близ вымерающей деревни Сорокино (к настоящему моменту жителей и домов не существует).

В это время городок представлял собой, честно говоря, неприглядное зрелище, как и большинство других в «лихие 90-е». В настоящее время благодаря огромному количеству дачников заезжающих весной, в городе процветает торговля, а благодаря уж не знаю чему, многие купеческие дома получили внушительный ремонт, а совсем недавно стала активнj восстанавливаться колокольня местной церкви и реставрирована пожарная каланча (2013 год).

Первое упоминание о Талдоме относится к 1677 году. В то время эта была небольшая деревня в семь дворов, принадлежащая архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону. 
До 1744 года деревенька Талдом входила в Дмитровский стан, затем относилась к Кашинскому, а с 1776 года – к Калязинскому уезду. Одним из древнейших поселений на территории Талдомского района был Ильин погост, где до польско-литовского нашествия стояла часовня со старинными образами. Потому и стал покровителем Талдома святой пророк Илия (IX век до Рождества Христова), престольный праздник которого отмечается 2 августа в талдомских храмах.
С XVII века в Талдомском крае развивается обувной промысел: в городе и деревнях стали шить обувь. Практически в каждом доме стояла «липка», верстак, и вся семья изготавливала или мужские штиблеты, или женские туфли, сапожки, или детские гусарики. Талдомская обувь имела спрос, и вскоре мастеровой люд зажил в достатке.
В энциклопедическом словаре за 1901 год село Талдом значится как «центр башмачного района, столица башмачной империи», крупнейшее торговое село с ярмарками, собиравшими скупщиков обуви со всей России.
В начале XX века каждый 15-ый в Российской империи носил талдомскую обувь. В эти годы талдомские кустари пошивали до 10-15 миллионов пар обуви в год. С открытием железной дороги Москва-Савёлово сбыт товаров шёл уже не по сезонам, а круглый год. Разбогатевшие торговцы строили для себя добротные кирпичные дома, до сих пор являющиеся украшением исторического центра города. В одном из них – доме купца Дмитрия Ивановича Волкова – находится историко-литературный музей.

С ноября 1918 года Талдом был переименован в Ленинск; это был первый населённый пункт, названный в честь Ленина, при его жизни и, по-видимому, без его ведома. В 1929 году городу было возвращено первоначальное название в связи с тем, что во второй половине 1920-х годов в СССР появилось ещё несколько городов под названием Ленинск. В том же году Талдом получил статус города и районного центра.

В Талдоме имеется историко-литературный музей, где собраны исторические данные об истории города, а также собраны уникальные фотографии, книги, автографы и предметы, принадлежащие писателям — уроженцам Талдомской земли, а также тех, которые жили здесь или просто приезжали. Среди них: М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Зилов, С. А. Клычков, М. М. Пришвин, С. А. Есенин, В. Н. Ажаев, П. В. Слетов и другие. Музей расположен в доме купца первой гильдии Д. И. Волкова.

Дом является первым каменным домом в Талдоме и был построен в конце XIX века в стиле ар-нуво с балконами и потолками конструкции Монье. В музее сохранилась планировка, двери, печи, лепнина и паркет.

Экспозиция музея вообще весьма интересна и видно, что с любовью оберегаема. В числе прочего занятно выглядит вот такой медведь, чучело которого стояло еще в начале 20-го века в одной из местных «чайных».

А вот и пример чайного интерьера того времени.
И наконец рабочий стол настоящего хозяина дома — Дмитрия Ивановича Волкова.

Талдомская районная библиотека размещена в доме купца Ф. К. Киселёва. Дом интересной архитектуры был построен в 1907 году. Имеет сложную кирпичную кладку, сложные узоры на окнах и дверях, а крышу венчают интересные кокошники в псевдорусском стиле.

В центре города расположен Храм Михаила Архангела. Храм начал строиться в 1795 году, а освящен был только в 1808. В 1870-х годах в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас, фрагменты которого сегодня можно увидеть в Талдомском музее. В конце XIX века храм был частично перестроен. Проект перестройки храма в псевдорусском стиле можно увидеть в музее. В советское время храм был закрыт, сильно перестроен, в нем располагалась обувная фабрика. Сегодня храм восстанавливается. В центре, вокруг торговой площади, расположены купеческие дома, принадлежащие различным семьям: Машатиным, Клычковым, Черновым, Воронцовым, Смирновым, Харитоновым и другим. До 2012 года можно было увидеть руины пожарной каланчи, пожалуй, одного из, когда-то, самых красивых зданий в городе. В настоящий момент (2013) здание пожарной каланчи полностью восстановлено.

Отдельно хочется сказать о уроженце талдомского района поэте Клычкове Сергее Антоновиче. Поэт родился 1 июля 1889 года в деревне Дубровки  — совсем рядом с Талдомом. Учавствовал в революции 1905 года, писал стихи на революционные темы, в дальнейшем был близко знаком с С.А. Есениным. Однако, несмотря на сочувствие революции, уже в 1920-30-х годах творчество у Клычкова наполнено пессимизмом и безысходностью — Русь, сошедшая «с путей природы», неприятие «машинной цивилизации». А в 1937 году по ложному доносу был арестован и приговорен к смертной казни. 8 октября 1937 года расстрелян. Вот уж действительно — «революция пожирает своих детей», жаль только, что вот таких детей, а не других.

В настоящее время во дворе Талдомской библиотеки установлен памятник поэту. Место тихое, напротив памятника здание библиотеки, постепенно рассыпающееся по кирпичикам, по бокам травка да русские деревца. Этот памятник и его окружение выглядят, как символ несбывшихся надежд, утраченных иллюзий, по-детски наивных и грязно обманутых поколений русского народа.

В селе Дубровки существует мемориальный музей Клычкова, однако функционирует он или нет достоверно не знаю — сам лично я до села не доехал.