Квашонки (село)

Село Квашонки находится в Талдомском районе Московской области в нескольких километрах от границы с Тверской областью. Село является административным центром Сельского поселения Квашенковское. В состав поселения, кроме Квашонок, входит десятка четыре деревень и село Спас-Угол (между прочим родина М.Е. Салтыкова-Щедрина). Насколько я понял правильное написание названия села через «о» — КвашОнки, хотя в многих источниках пишут через «ё». На въезде в село стоит дорожный знак – «Квашонки».

Село располагается вдоль неплохой шоссейной дороги – участка бывшего Кашинского тракта (древняя столбовая дорога, возникшая примерно в 13 веке). На уровне Квашонок дорога раздваивается – одна часть идет дальше на север в Кимры, а другая устремляется на восток и северо-восток к Калязину и Угличу.

Историческое название села – Спасское-Квашонки. А например, в клировой ведомости 1796 г. сказано о «селе Спасском, что на Квашонке». Первое упоминание  села, пожалуй, относится к 1678 году, когда в Кашинской переписной книге от 7186 г. (1678 год) находим: «…за боярином и дворецким и оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян…» (Богдан Матвеевич Хитрово (1615—1680), боярин, оружейничий, дворецкий, основатель Московской Оружейной палаты, а также городов-крепостей Карсуна и Симбирска). В 1781 г. село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой. В 1859 году это помещичье село — Церковь, четыре двора, 18 жителей. Там же находилась деревня Спасская-Квашенки, которая являлась отдельным населенным пунктом и имела 33 двора, 290 жителей. Принадлежала майорше Прасковье Васильевне Щербачевой.

В «Статистическом описании Тверской губернии за 1888 год» узнаем, что в селе Квашонки насчитывалось уже 439 жителей.

Квашонки известны, как центр скорняжного производства края. Название села возникло от процесса обработки шкур животных- квашения (краевед В. Киселев). Квашонки были крупным селом, здесь имелись скорняжные мастерские, трактиры, лавки, кузница и даже земское училище. Особенно интенсивно скорняжный промысел получил развитие в советское время, когда село фактически являлось центром скорняжного промысла страны советов. Кроме этого, жители занимались и сельским хозяйством — в советское время (а может и сейчас), например, колхоз «Правда» имел молочно-картофелеводческое направление. При подъезде к Квашонкам видим вывеску этого колхоза на шоссе.

Сельское поселение Квашёнковское имеет свой герб (!)

Особенно меня поразил единорог. Откуда бы ему здесь взяться? Оказывается он перескочил сюда из герба князей Салтыковых и олицетворяет на флаге сельского поселения неразрывную связь настоящего с прошлым. Крест канонической православной формы в углу герба расположен для ассоциации с селом Спас-Угол. Наконец, кадушка и шкура в ней (вот эта желтая субстанция) олицетворяют труд мастеров-кожевенников. Честно говоря, разгадать такой ребус без объяснения было бы нелегко… Я бы подумал, что единорог, олицетворяющий дворянство, (в моем представлении) почему-то набрасывается на деревянную кадку и хочет поразить копытом ее вместе с постиранной рубахой желтого цвета. Шучу, шучу! Не обижайтесь на меня жители Сельского поселения Квашёнковское!

Достопримечательностью села Квашонки является Церковь Преображения Господня. Первая церковь в Квашонках была построена в ХVIII в. В клировой ведомости за 1796 год читаем «…в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с пределом Владимирской (иконы) Божией Матери деревянная, построенная в 1737 г., в приходе пять деревень…». В 1836 году построена каменная церковь, основной престол которой освящен в честь Преображения Господня, а два других — в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая.

29 апреля 1922 года в храме производила изъятие церковных ценностей приехавшая комиссия. Во время этого произошли народные волнения, в результате было заведено уголовное дело на священника Ростислава Голикова и церковный актив, произведены аресты. К сожалению, судьба арестованных остается неизвестной.

В 1930-х годах 20 века (по другим данным в 1941 году) церковь закрыли, сняли кресты, разрушили верхнюю часть колокольни и главка. Помещение церкви разделили кирпичной перегородкой – с одной стороны располагался гараж, с другой-склад минеральных удобрений.

В 1996 г. при храме образована община. В храме начались восстановительные работы. Богослужения проходят во временном помещении.

В связи с небольшим количеством материала я решил не делать отдельной фотогалереи для Квашонок и размещаю сравнительные фотографии в этой статье. Вот они. Можете увеличить фото, кликнув по нему.

Летом 2012 года мы посетили село. Восстановительные работы в церкви ведутся, но, к сожалению, крайне медленно. Денег видимо, как на все, не приносящее прямой доход в нашей стране, крайне не хватает. Строительные леса около храма стоят, но строительной активности я не видел совсем. Недалеко от храма, под сенью деревцев, расположилась компания граждан, внешний вид которых стал нам привычен и которых вы можете иметь удовольствие лицезреть по всем городам и весям. Смотрели они в нашу сторону с любопытством телят – вроде интересно, но и все равно. Какие мысли ворочались в их пропитых головах, я не знаю.