![](http://www.fotosintes.ru/wp-content/uploads/2020/06/50kvashenkovskoe_g.gif)
Село Квашонки находится в Талдомском районе Московской области в нескольких километрах от границы с Тверской областью. Село является административным центром Сельского поселения Квашенковское. В состав поселения, кроме Квашонок, входит десятка четыре деревень и село Спас-Угол (между прочим родина М.Е. Салтыкова-Щедрина). Насколько я понял правильное написание названия села через «о» — КвашОнки, хотя в многих источниках пишут через «ё». На въезде в село стоит дорожный знак – «Квашонки».
Село располагается вдоль неплохой шоссейной дороги – участка бывшего Кашинского тракта (древняя столбовая дорога, возникшая примерно в 13 веке). На уровне Квашонок дорога раздваивается – одна часть идет дальше на север в Кимры, а другая устремляется на восток и северо-восток к Калязину и Угличу.
Историческое название села – Спасское-Квашонки. А например, в клировой ведомости 1796 г. сказано о «селе Спасском, что на Квашонке». Первое упоминание села, пожалуй, относится к 1678 году, когда в Кашинской переписной книге от 7186 г. (1678 год) находим: «…за боярином и дворецким и оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян…» (Богдан Матвеевич Хитрово (1615—1680), боярин, оружейничий, дворецкий, основатель Московской Оружейной палаты, а также городов-крепостей Карсуна и Симбирска). В 1781 г. село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой. В 1859 году это помещичье село — Церковь, четыре двора, 18 жителей. Там же находилась деревня Спасская-Квашенки, которая являлась отдельным населенным пунктом и имела 33 двора, 290 жителей. Принадлежала майорше Прасковье Васильевне Щербачевой.
В «Статистическом описании Тверской губернии за 1888 год» узнаем, что в селе Квашонки насчитывалось уже 439 жителей.
Квашонки известны, как центр скорняжного производства края. Название села возникло от процесса обработки шкур животных- квашения (краевед В. Киселев). Квашонки были крупным селом, здесь имелись скорняжные мастерские, трактиры, лавки, кузница и даже земское училище. Особенно интенсивно скорняжный промысел получил развитие в советское время, когда село фактически являлось центром скорняжного промысла страны советов. Кроме этого, жители занимались и сельским хозяйством — в советское время (а может и сейчас), например, колхоз «Правда» имел молочно-картофелеводческое направление. При подъезде к Квашонкам видим вывеску этого колхоза на шоссе.
Сельское поселение Квашёнковское имеет свой герб (!)
![](http://www.fotosintes.ru/wp-content/uploads/2020/06/Квашонки.gif)
Особенно меня поразил единорог. Откуда бы ему здесь взяться? Оказывается он перескочил сюда из герба князей Салтыковых и олицетворяет на флаге сельского поселения неразрывную связь настоящего с прошлым. Крест канонической православной формы в углу герба расположен для ассоциации с селом Спас-Угол. Наконец, кадушка и шкура в ней (вот эта желтая субстанция) олицетворяют труд мастеров-кожевенников. Честно говоря, разгадать такой ребус без объяснения было бы нелегко… Я бы подумал, что единорог, олицетворяющий дворянство, (в моем представлении) почему-то набрасывается на деревянную кадку и хочет поразить копытом ее вместе с постиранной рубахой желтого цвета. Шучу, шучу! Не обижайтесь на меня жители Сельского поселения Квашёнковское!
Достопримечательностью села Квашонки является Церковь Преображения Господня. Первая церковь в Квашонках была построена в ХVIII в. В клировой ведомости за 1796 год читаем «…в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с пределом Владимирской (иконы) Божией Матери деревянная, построенная в 1737 г., в приходе пять деревень…». В 1836 году построена каменная церковь, основной престол которой освящен в честь Преображения Господня, а два других — в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая.
29 апреля 1922 года в храме производила изъятие церковных ценностей приехавшая комиссия. Во время этого произошли народные волнения, в результате было заведено уголовное дело на священника Ростислава Голикова и церковный актив, произведены аресты. К сожалению, судьба арестованных остается неизвестной.
В 1930-х годах 20 века (по другим данным в 1941 году) церковь закрыли, сняли кресты, разрушили верхнюю часть колокольни и главка. Помещение церкви разделили кирпичной перегородкой – с одной стороны располагался гараж, с другой-склад минеральных удобрений.
В 1996 г. при храме образована община. В храме начались восстановительные работы. Богослужения проходят во временном помещении.
В связи с небольшим количеством материала я решил не делать отдельной фотогалереи для Квашонок и размещаю сравнительные фотографии в этой статье. Вот они. Можете увеличить фото, кликнув по нему.
![](http://www.fotosintes.ru/wp-content/uploads/2020/06/kvashenkihram.jpg)
![](http://www.fotosintes.ru/wp-content/uploads/2020/06/137-320x249-1.jpg)
![](http://www.fotosintes.ru/wp-content/uploads/2020/06/kvashenki_hram_old_1.jpg)
![](http://www.fotosintes.ru/wp-content/uploads/2020/06/138-320x219-1.jpg)
Летом 2012 года мы посетили село. Восстановительные работы в церкви ведутся, но, к сожалению, крайне медленно. Денег видимо, как на все, не приносящее прямой доход в нашей стране, крайне не хватает. Строительные леса около храма стоят, но строительной активности я не видел совсем. Недалеко от храма, под сенью деревцев, расположилась компания граждан, внешний вид которых стал нам привычен и которых вы можете иметь удовольствие лицезреть по всем городам и весям. Смотрели они в нашу сторону с любопытством телят – вроде интересно, но и все равно. Какие мысли ворочались в их пропитых головах, я не знаю.