Калязин

Город, который, пожалуй, являет собой самое душещипательное зрелище из всех населенных пунктов, что я пока видел. Но, давайте по порядку.

Калязин находится в Тверской области и является административным центром одноименного района. Расстояние от Москвы около 186 км. Добраться до города можно по железной дороге (линия Москва — Сонково — Санкт-Петербург), по автодороге Р104 или по Волге, поймав попутную баржу (шутка). Располагается город на правом берегу Волги.

История города.

Местная легенда относит время основания Калязина к 12 веку, когда в месте впадения в Волгу реки Жабня, был основан монастырь во имя святителя Николая («Никола на Жабне»). Официально же, точкой отсчета исторического Калязина, является основание Троицкого монастыря (монастырь Святой Троицы) Преподобным Макарием (около 1434 года). Монастырь возник на земле боярина Ивана Каляги, от прозвища которого, по одной из версий, город получил свое название (читаем эти сведения в «Житие преподобного Макария»). Впрочем, есть авторитетное мнение, что слово «Калязин» происходит от угро-финского слова «кола» (в переводе – рыба): дескать, когда-то эти места населяли угро-финские племена.  Как все странно и зыбко! Орех Кола, кока-кола, теперь еще рыба…

Преподобный Макарий происходил из боярского рода Кожиных. На Волгу инок пришел из Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. В современном Калязине, на улице Карла Маркса, которая уходит в воду, стоит памятник Преподобному Макарию. На нем надпись: «Преподобный Отче Макарие моли Бога о нас».

Задокументированным событием является посещение монастыря в 1466 году Афанасием Никитиным перед своим хождением за три моря: «придя в Калязин и благословясь у игумена монастыря … Макария с братьею, пошел на Углич…»

По мере развития монастыря вокруг его стен возникли две слободы – Троицкая и Рождественская. Эти слободы вместе с Никольской слободой объединили в город Калязин, это произошло в 1777 году. Расположение города на берегу Волги, а значит, и развитие торговли привело к расцвету Калязина в 18-19 вв. В городе процветал кузнечный промысел – ковали, так называемые, «польские лопаты», кроме того отливали пушки, изготовляли порох. Дважды в год в Калязине проходили ярмарки, на которые собирались купцы из соседних городов. В 19 веке многие мещанки города занимались кружевоплетением, эти кружева продавались весьма успешно, так как были дешевле вологодских.

Об успешности и значимости Калязина в плане купеческой торговли свидетельствует следующий факт. После утверждения в 1786 году Регулярного плана застройки города, Калязин стал активно застраиваться по новому плану в виде сети прямоугольных кварталов. При этом количество построенных общественных и частных каменных домов к концу 19 века исчислялось сотнями (более 200), а не десятками, как в других волжских городах. Память о купечестве пытаются сохранить и сейчас. Недалеко от берега Волги стоит дом купца Ивана Охлобыстина, на средства которого в 1882 году была построена Введенская церковь. Между прочим, уже после публикации данной статьи, я получил письмо от правнучки купца Охлобыстина, которая внесла поправку — табличка на доме содержит ошибку, а именно: фамилия Охлобыстин пишется через два «О». У меня нет причин не верить этому человеку и, таким образом, дом будем называть «домом купца Охлобыстина».

К концу своего золотого 19-го века в Калязине проживало свыше 7000 жителей, стояло около 1200 домов, 7 церквей, мужской монастырь и др. Самые богатые здания, а также храмовый комплекс (Николаевский собор, храм Иоанна Предтечи и знаменитая соборная колокольня) располагались в непосредственной близости от Волги, на Волжской набережной. Между прочим, Николаевский собор был построен еще до образования города – в 1694 году. Таким образом, именно на берегу находилась лучшая, центральная, историческая часть города и именно она была в дальнейшем затоплена.

В 1930-х годах активно велось строительство Угличского водохранилища, в результате создания которого Калязин был затоплен на 2\3.

На представленной ниже схеме виден масштаб затопления (фото взято из книги «Города под водой»).

Под цифрой 1 – Троицкий монастырь, 2 — Николаевский собор, храм Иоанна Предтечи, 3 – Торговые ряды, 4 – церковь Рождества Христова, 5 – Крестовоздвиженская церковь «на кладбище».

В общей сложности было затоплено более 500 домов, ушла под воду полностью заволжская часть города. Разлившаяся река Жабня отделила от Калязина заречную слободу Свистуху. Город оказался буквально разорван на части.

Теперь символом Калязина является затопленная колокольня Николаевского собора, возвышающаяся над Волгой. К ней ведет улица Карла Маркса (!), уходящая прямо под воду. Красиво, если не думать, как здесь дела обстояли раньше и сколько исторических памятников было разрушено.

А вот так выглядел с реки город и колокольня до затопления.

За умеренную плату, а иногда и не очень умеренную, местные жители, владеющие лодками с мотором, осуществят для вас небольшую экскурсию вокруг колокольни. Прогулочные катера тоже подходят к островку и высаживают любопытных туристов.

Уже во время советской власти, но когда город еще не был затоплен, была попытка использовать колокольню в качестве башни для прыжков с парашютом. Получилось плохо. Один из советских прыгунов разбился на смерть, после чего прыгать расхотелось и остальным.

Однако, самая большая утрата в Калязине – это Троицкий монастырь. Ансамбль включал в себя пять храмов, доминантой являлась колокольня. Обитель была окружена стеной, протяженностью 700 метров с мощными башнями. Самое абсурдное, что от затопления монастырь могла спасти относительно небольшая обваловка, так как по плану строительства водохранилища, ансамбль почти не должен был затапливаться. Но, конечно, проще и идеологически выдержано было разнести монастырь по камешкам, что и было сделано. После затопления о монастыре и заволжской стороне напоминают лишь Монастырский и Слободский острова. В начале 2000-х гг. на Монастырском острове на старом основании была восстановлена угловая башня стены, в которой находится часовня в память преподобного Макария.

Жаль, что не удалось нам посетить местный краеведческий музей. Говорят, там довольно внушительная экспозиция, в том числе посвященная разрушенной обители и затопленному городу вообще.

В настоящее время сам городок довольно тихий и уютный, во всяком случае в летний период. Жители мне показались дружелюбными и привыкшими к туристам. Хотя, назвать город туристическим нельзя. Все, конечно, приезжают, чтобы посмотреть на знаменитую колокольню, поэтому и вся толкотня из туристов сосредоточена исключительно напротив нее, на улице Карла Маркса, которая уходит в воду. Вообще, если посмотреть на карту Калязина, увидим, что под воду уходят параллельно друг другу несколько улиц: вышеуказанная Карла Маркса, за ним Фридриха Энгельса, потом Революционная и Коммунистическая отправились туда же. Очень символично.

На туристическом пяточке, напротив колокольни, стоят лоточники с большим количеством сувениров, в числе которых попадается и интересная литература. Правда, вся эта торговля носит характер частного предпринимательства. Мне, конечно, все равно у кого покупать, но по-моему администрации города можно было задуматься о получении прибыли от туристического бизнеса. Это касается и экскурсий на моторках вокруг колокольни. Впрочем – дело хозяйское.