Боровск

В сентябре 2012 года настал черед посещения города Боровска. Стартовой площадкой в данном случае послужила дача моего друга в Калужской области. Эгоистично оставив на даче жен с детьми, мы отправились фотосинтезировать и, вообще, посмотреть на этот древний городок.

Боровск находится в Калужской области, чуть в стороне от Киевского шоссе. Проехать к нему можно через Балабаново (населенный пункт, известный своими спичками, которые в советский период не хотели загораться). Расстояние от Москвы около 113 км. Если ехать по железной дороге, то сначала придется попасть на станцию Киевского направления – уже знакомое Балабаново, а потом отправиться автобусом к месту назначения.

Расположение Боровска очень живописно: город раскинулся на холмах по обеим сторонам речки Протва, что придает ему особый шарм.

Улочки, которые то убегают вниз, то поднимаются наверх, всегда будут смотреться более привлекательно, чем равнинный вариант. А чего стоит зрелище отечественного автопрома, заползающего наверх холма! Сердце кровью обливается, глядя на агонизирующую «Газель», которая с упорством смертельно раненого фанатика преодолевает силу гравитации и достигает-таки вершины. Если же серьезно, Боровск производит приятное впечатление тихого, несколько сонного провинциального городка, где хотелось бы провести неделю-другую в безделье, созерцательстве и философских беседах.

В некоторых местах время остановилось на уровне 80-х годов 20-го века и я попал в свое отрочество. На фотографии «Боровские электросети».

История города, как обычно, начинается с «первого упоминания». В данном случае оно относится к 1358 году, где Боровск звучит в духовной грамоте князя Ивана Красного, как «село на Репне в Боровьсце». Но упоминание, конечно, не значит год основания, что и подтверждается археологическими раскопками, которые свидетельствуют о наличие здесь древнего поселения уже в 11-13 вв. Владели Боровском попеременно различные князья, в том числе Дмитрий Донской, Иван Калита. Последний основал в 15 веке Пафнутьево-Боровский монастырь, который является местом паломничества и поныне.

Однако, наибольшую известность Боровск получил после произошедшего церковного раскола в 17 веке, когда патриарх Никон и царь Алексей Михайлович проводили церковную реформу. Задачей статьи не является рассказ про данные события, тем более их невозможно изложить даже очень коротко в таком контексте. Следует указать, тем не менее, на такую выдающуюся личность, как протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев), который в числе нескольких других священнослужителей были вдохновителями протестного движения. Несмотря на категорическое отрицания проводившихся реформ и жесткую критику властей, проводивших эти изменения, у протопопа были весьма влиятельные покровители, да и сам царь долгое время благоволил к нему, а также многие из числа простого населения. Аввакума отправляли в ссылку, потом возвращали в Москву, пробовали действовать и уговорами и истязаниями, но протопоп оставался верен своим убеждениям. В итоге, в 1666 году в Москве Аввакума «расстригли» во время обедни в Успенском соборе. А после этого, собственно, его и отвезли в Боровск, а точнее в Пафнутьев монастырь, где протопоп пребывал в заключении немногим меньше года. В дальнейшем Аввакум был сослан в Пустозерск (1667 год) после наказания плетьми (в это же время многие его соратники были казнены). В ссылке он находился 14 (!) лет в земляной тюрьме, из еды получал хлеб и воду. И здесь Аввакум не переставал обличать и посылал письма. Одно из таких писем, направленное уже сыну царя Алексея Михайловича – Федору Алексеевичу, решило его участь и Аввакум вместе с оставшимися соратниками были сожжены в срубе. В старообрядческой церкви Аввакум почитается, как священномученик и исповедник.

Кроме протопопа Аввакума, Боровск известен также такими историческими личностями, как боярыня Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Феодосия Прокопьевна Морозова (урожденная Соковнина), известная в широких кругах, как «боярыня Морозова», являлась сподвижницей Аввакума, также выступала категорически против проводившейся церковной реформы. В результате многих перипетий Морозову и Урусову сослали в Боровск, посадив в тюремный острог. Вначале особых лишений узницы не испытывали, так как охраняющие их были подкуплены, а может сочувствовали. Однако, сведения о таком положении дел достигли Москвы, результатом чего явилось новое расследование, итогом которого было помещение сестер в земляную тюрьму. В результате обе они скончались от истощения: сначала княгиня Урусова (11(21) сентября 1675), а с 1 на 2 ноября (ст.ст.) Феодосия Морозова. Сейчас на месте их предполагаемой гибели стоит крест, а в 2003-2005 гг. построена часовня (архитектор А.П. Долнаков).

В результате вышеуказанных событий Боровск становится буквально центром старообрядчества. В 19 веке, по свидетельству В.Н. Челищева, население Боровска на 90% состояло из староверов, да и во многих деревнях было достаточно старообрядческих церквей, которые враждебно относились к официальной церкви. Дошло даже до того, что в 70-х годах 19 века некоторые церкви даже были закрыты в целях «укрепления приходов и улучшения материального положения священнослужителей». Справедливости ради надо сказать, что кроме религиозных разногласий население Боровского уезда (в частности крестьяне) было очень бедно. Почва этого района очень скудна, урожайность крайне низкая. Ни кустарного производства, ни фабрик и заводов не было. «Помню я эти серые избы, крытые соломой, без дымовых труб, с печами, топившимися «по черному»,- пишет В.Н. Челищев. Не удивительно, что священники, которые зарплат не получали, а должны были жить на доходы от треб и тарелочных сборов, вынуждены были ходатайствовать о закрытии своих приходов.

В 1905 году, а именно, 17 апреля, для староверов вышло значительное послабление: был издан указ, который позволял им строить храмы, организовывать приходы и т.п. Кроме того, они больше не именовались «раскольниками», а должны были называться «старообрядцами». После выхода указа стали появляться церкви старого обряда, которых в Боровске было построено три. Первый и основной из них – храм во имя Всех Святых на Успенской улице (сейчас ул. Ленина). Надо, правда, учитывать, что фактически этот храм уже существовал в виде молельного дома еще задолго до выхода «Указа Об Укреплении Начал Веротерпимости». Еще в конце 19 века старообрядцкой общине разрешили построить молельню. В 1908 году была заложена колокольня при храме и была полностью готова к весне 1909 года.

Понятно, что с приходом к власти большевиков здание храма у верующих изъяли и расположили в нем дом культуры. В дальнейшем, уже в 70-е годы, здание перестроили и расположили в нем Картинную галерею, оставив более менее в прежнем виде колокольню и ворота в парк. С 2011 года здание отдано Музейно-выставочному центру.

Мы побывали в этом музее. Надо сказать, что музейная экспозиция неплоха, учитывая, что музей фактически только начинает свое развитие. Значительная часть посвящена Отечественной войне 1812 года, представлены скульптуры, картины, документы. Например, интересна скульптура, изображающая М.И. Кутузова и П.И. Багратиона, восседающих верхом и видимо обсуждающих ход военных действий. Такой эпизод, когда эти две личности что-то обсуждали с глазу на глаз, вряд ли мог произойти, но этим скульптура и интересна. Два антонима русской стратегической мысли, недолюбливающие друг друга, но возможно этим и создающие гармонию. Осторожный Кутузов и гиперактивный Багратион. История и фантазия скульптора помирила их, расположив бок о бок в Боровском музее.

Можно увидеть и немного информации относящейся к самому храму во имя Всех Святых. Например, макет храма, каким он был в свои лучшие годы.

Также предлагается текстовая информация и брошюры.

А вторая половина музея посвящена (довольно неожиданно, но тем не менее приятно) предметам нашего советского прошлого. Причем экспонаты предоставили сами жители Боровска и других городов, в том числе и москвичи. Здесь и мебель, и советские игрушки, пионерские принадлежности и многое другое. Можно посмотреть и поностальгировать.

Однако, более самого музея нас приятно удивило отношение его работников к посетителям. И дело не только в вежливости, которая, конечно, присутствует. Вообразите, не успели мы с другом приобрести билеты и войти в первый зал, нам совершенно бесплатно, профессионально, подробно, но в тоже время ненавязчиво организовали экскурсию по всему музею. Кто была эта милая женщина и как ее звать-величать, я не спросил, а напрасно — кого теперь благодарить, не знаю.

Вот так выглядит храм-музей в настоящее время.

Заканчивая тему со старообрядчеством, хотелось бы упомянуть еще пару фактов. Не многие знают, что Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года постановил считать старые русские обряды спасительными, отверг порицательные выражения об этих обрядах, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. отменены, и теперь их следует считать «яко не бывшие». Такое постановление, к сожалению, не привело к восстановлению полноценного (евхаристического) общения между церквами. Старообрядцы (а у них тоже есть несколько течений) по-прежнему считают только себя по-настоящему православными. Непонятно, правда, почему. Если вы посмотрите суть расхождений, вы не найдете ни одного по-настоящему идеологически принципиального. Все это очень печально.

А что касается Боровского Музейно-выставочного центра, то здесь вроде как планируется в перспективе открытие музея старообрядчества, который стал бы единственным в России (а может и в мире). Правда, сроки открытия такого музея, учитывая отношение государства к культурному наследию, неопределенны и туманны…

Конечно, кроме старообрядческих памятников, в Боровске есть и другие достопримечательности. Попадая на главную площадь города, мы, конечно, увидим дедушку Ленина. Причем расположение его относительно православного собора весьма оригинально: если правильно выбрать позицию, то можно видеть Ильича, торжественно поднимающего православный крест. Довольно символично для Боровска, где переплелись старообрядчество, православие, коммунизм и современное общество, которое я затрудняюсь охарактеризовать.

На центральной площади, которая, кстати, носит имя вождя пролетариата, находится краеведческий музей. Здесь вам предложат весьма достойную литературу по истории края, открытки и т.п. Музей небольшой, добрая половина экспозиции посвящена Великой Отечественной Войне. Другая половина расскажет об истории Боровска.

Открытием для меня стала информация, что в Боровске, оказывается, родилась мать Ф.М. Достоевского. Не знал.

Выйдя из музея и проходя по улицам города, встретите наследие советского прошлого, которое сейчас производит удручающее впечатление. Вот такая «Родина», которая действительно «скорбна и нема».

В Боровске имеет место культ нашего соотечественника, гениального самородка – К.Э. Циолковского. Недалеко от главной площади находится памятник ученому. Константин Эдуардович увековечен в валеночках, с лицом, устремленным к звездам, полета к которым он так, к сожалению, и не дождался. Вообще, памятник производит впечатление гениального мечтателя-чудака, которым Циолковский возможно и являлся.

Рядом со скульптурой установлена стелла с ракетой, очень похожая на такую же, что стоит рядом с ВДНХ в Москве. Масштаб только другой.

Пытливый взгляд ученого преследует вас и на улицах города.

Более подробно о Константине Эдуардовиче, а также о Пафнутьево-Боровском монастыре, который находится недалеко от города, в соответствующих фотогалереях.

Отдельное спасибо:

1. Моему другу, коллеге и единомышленнику (по самым разным вопросам) Воловикову Леониду Викторовичу за предоставленный транспорт, моральную и физическую поддержку при получении и подготовке материала, несмотря на временное недомогание, которое он испытывал при посещении Боровска.

2. Елене Воловиковой, за проявленное терпение и организацию досуга.

3. Моей супруге, Ирине Ивановой, за все вышеперечисленное.